КПД расплодного гнезда

А. ОХРИМЕНКО, Краснодарский кр.

Мое понимание улья А. Раавы и его технологии "МЕТЕ". Идея создания улья с маленькими рамочками была привлекательна, судя по всему, уже несколько столетий. Но ничего не получилось ни у Хеддона, ни у А. Раавы. Почему?

В межрамочном пространстве пчелы должны создать определенные температурный, влажностной и газовый режимы. Самый важный из них - температурный. Так вот, чем меньше рамочки в улье, тем меньше должно быть расстояние между ними. По моим наблюдениям оптимальное расстояние в 35 мм между центрами наблюдается у рамок 425/230 мм. Вывод: Лангстрот был толковым пчеловодом.

В улье А. Раавы уменьшить расстояние между рамками 352/106 мм уже невозможно. Тогда он пошел другим путем - поселил в улей с узкими рамками рой в 5 кг пчел и сжал его стенками улья с боков, т.е. создал тесноту в улье. Но в таком положении пчелы должны обязательно зароиться. Что делать? А. Раава периодически разрывает расплодное гнездо корпусом с вощиной и заставляет пчел ее отстраивать, когда нужно, помогая им сахаром.

Такое состояние очень неустойчиво. Оно держит в напряжении и пчел, и пчеловода. Какой выход? Отказаться от улья А. Раавы? Да. Отказаться от маленьких рамочек? Нет. Выход, я думаю, есть. Нужно убрать расстояние между ярусами рамок, как в контейнере Глазова или рамке Лупанова. Получается один большой сот, состоящий из нескольких частей. Зачем нужно такое деление?

Расплод на соте имеет вид диска, но нагревает он весь квадрат сота. Это приводит к потерям тепла, понижает КПД семьи. Нужно попытаться отсечь от расплода лишние части, а может быть, и рассечь сам расплод на отдельные сектора. Каждый сектор при этом будет автономен по температуре. Об экспериментах по этой теории напишу в осенних номерах "Пасеки России".

КПД расплодного гнезда зависит также от его формы. Идеальная форма - шар. Чем больше форма расплодного гнезда отличается от шара, тем меньше КПД. Интуитивно чувствую, что жилище пчел - улей тоже должен не сильно отличаться от шара.

Статья опубликована в газете "Пасека России", №5'05.