Формирование спроса на пчеловодную продукцию

Виталий Кривчиков

Можно сколько угодно сетовать на то, что в настоящее время нет хороших цен на продукты пчеловодства. Вот в прежние времена, мол, проблем со сбытом мёда не было.

Да, это так и связано такое положение было с рядом причин. Одно из них, это то, что государству было выгодно скупать мёд у населения по 5 руб. за килограмм и продавать за границей по 5 долларов. Курс рубля к доллару примерно был 10 к 1. Такое соотношение покрывало расходы на фасовку и транспортировку.

Иногда государство в лице заготконтор шло ещё на большую хитрость. Используя большой спрос населения на товары (одежда, бытовая техника и пр.), скупался мёд по цене в 3,5 рубля, выдавались чеки, на которые можно было купить импортные, качественные товары. То есть, используя дефицит в тех или иных товарах, государство по дешёвке скупало мёд, и на вырученные денежные средства покупались товары и, с наценкой продавали пчеловодам. То есть, пчеловод платил дважды. Когда цена на мёд выровнялась, что в стране, что за рубежом, то спрос на нашу продукцию упал. Поэтому заготконторы и тянут жалкое существование, потому как цены на сельхозпродукцию существенно снизились в валютном исчислении. Покупка и продажа сельхозпродукции не приносит дохода, а иногда даже и убыток.

Сейчас перепродажей занимаются перекупщики, которые скупают мёд подешевле, и продают в Москве подороже. Чистая прибыль составляет от 50 до 100%. Для частника такой процесс назывался спекуляцией, а для государства бизнесом. В наше время такой процесс называется бизнесом для всех.

Появляется вопрос, что делать? Можно сколько угодно возмущаться, но реализовывать продукцию всё-таки нужно? На чём обычно зарабатывают перекупщики? На спросе населения, в один год люди просят мёд светлый, в другие года - тёмный. Как можно предугадать?

Возьмём, к примеру, ремонт бытовой техники. Раньше было выгодно ремонтировать телевизоры, магнитофоны, холодильники и т д. и многие люди работали в этой сфере и неплохо зарабатывали. Сейчас стали выпускать такую бытовую технику, что она практически не ломается, а если и сломается, то лучше купить новую, чем платить большие деньги за ремонт. Спрос на услуги данного вида упал.

Или ещё пример. Раньше в России не знали, что такое кофе. Пока Пётр Первый указом не заставил всех людей высокого сословия пить его, чтобы не отстать от Западных вельмож. Через определённое время появился спрос на кофе.

Но нельзя же бросать пчеловодство и уходить в другой бизнес. Ведь так много потрачено времени и сил на развитие пасеки? Мне представляется, что нужно не просто искать спрос, а самому его формировать:

  • Можно снизить цену на мёд, тогда и тёмный и светлый мед будут раскупать с удовольствием.
  • Разводить и продавать пакеты, чтобы пчеловоды не ехали на юг и не тратились на дорогу, а покупали пчёл в своей местности. Ведь на юге не так просто найти в наше время хороших пчёл. Да и серая горная кавказская пчела плохо зимует при наших зимах в средней полосе России. Не говоря уже о северных районах. За карпатской пчелой приходится ехать на Украину, а это уже заграница. Таможня скажет добро только тогда, когда отстегнёшь энную сумму.
  • Заняться маточным производством. Для этого придётся сделать дополнительное количество маткомест, подготовить достаточное число соторамок.
  • Можно в зимнее время наладить производство ульев и приспособлений, особенно в той местности, где есть хорошая и сравнительно недорогая древесина. За хорошими ульями, сделанными под заказ, могут ехать издалека. Для этого необходимо иметь просторное тёплое помещение под мастерскую.

В общем, появляется много дополнительной работы.

Не просто перепрофилировать вид деятельности. Возникает вопрос, при таких затратах средств и времени, будет ли спрос на продукцию? Ответ: будет, если целенаправленно работать в одном направлении и мечтать не о хорошем заработке, но о том, что делаем добро людям, что, продавая продукцию качественную и по низким ценам, мы дарим человеку надежду, что можно и в это время жить полноценно и получать удовольствие не только от работы, но и от того, что кто-то тебя понимает и благодарит за твою отзывчивость.

Короче говоря, спрос нужно формировать, чтобы никто не сомневался в качестве продукции. Как сейчас говорят раскрутить свой бренд. На это уйдет много времени и сил, но, в конце концов, вы и не заметите, как придёт признание вашей продукции, и вашего душевного отношения к людям.

В.В.Кривчиков
403530 г.Фролово, Волгоградской обл.,
ул. Кирова, д.121, кв.2, Россия
info@pchelopas.ru
E-mail: kvw12@bk.ru